ИСТОРИЯ в общем-то обыкновенная. Хотя она и реальная, но имена по этическим соображениям я изменю. Итак, жила-была в Белгороде молодая семья. Как мы и условились, назовем жену и мужа Марина и Анатолий. Кто прав, кто виноват, сейчас уже не важно, фактом остается то, что, к сожалению, ячейку общества сохранить не удалось, молодожены вскоре после регистрации разошлись.
Но остался с мамой грудничок Артемка.
Время шло, однако отношения между мужем и женой только ухудшались, о примирении не было и речи. Мать с сыном уехали в северную столицу – Санкт-Петербург, молодой отец обзавелся новой семьей, другим ребенком, а о старшем и думать бы не думал, если бы не судебные приставы, которые то и дело докучали ему по вопросу уплаты алиментов. Имели место и официальные предупреждения об уголовной ответственности по статье 157 УК РФ за уклонение от уплаты алиментов, были и приводы в подразделение судебных приставов, и ограничения на выезд за границу.
Но папаша держался стойко, причем долгие годы (сейчас Артему 9 лет). Не сломили решимость отца не давать ни копейки старшему и восемь месяцев принудительных работ, назначенных судом. (С этой зарплаты разнорабочего получила Марина алиментов на сумму что-то около четырех тысяч рублей). Надо заметить, что все это время Анатолий не только всеми силами избегал оказания материальной помощи сыну, но и никак не участвовал в воспитании ребенка. Правда, мальчик знал, что у него есть отец: Артему показывали его фотографии.
– Да бог с ними, с алиментами, – горячился дедушка Артема со стороны матери. – Внука жалко. Он наша гордость. В Петербурге в специализированной хоккейной школе учится. Это обучение требует весьма приличного денежного вливания. Одна форма сколько стоит! Но мы справляемся. Мать ребенка в Питере хорошо зарабатывает, да и мы с женой еще не старые. Вот если бы отец Артемки не мешался...
По словам дедушки, «участие» отца в воспитании сына только вредило ребенку. Анатолий неоднократно срывал общекомандные загранпоездки сына. Только представьте себе картину: вся команда юных хоккеистов радостно и оживленно обсуждает предстоящую поездку, один Артем сидит в сторонке. Он «невыездной», папа не дал разрешение. По той же причине сорвалась и поездка Артема с бабушкой в Турцию. А у дедушки, пытавшегося разрешить ситуацию, что называется, волосы встали дыбом от заявления бывшего зятя, который сказал напрямую: а я что с этого буду иметь?
На семейном совете мать Артема и его дедушка с бабушкой решили, что дальше так продолжаться не может, и подали исковое заявление в суд на лишение Анатолия родительских прав. В начале 2010 года состоялся первый суд. Как вообще заседания проходили, нужно рассказывать отдельно. На одном Анатолий вдруг заявил, что бывшая жена, мать Артема, мягко говоря, морально неустойчива. Пришлось опровергать этот навет характеристиками. То вдруг откуда ни возьмись появился акт обследования жилищных условий Анатолия, подписанный соцработником. По нему выходило, что он идеальный отец: часто забирал ребенка из садика, общается, гуляет с ним, условия проживания тоже идеальные – трехкомнатная квартира, автомобиль, он покупает игрушки для сына.
Уж не ясно, как появился этот документ, но пришлось его опровергать по всем пунктам. Во-первых, и воспитатели, и заведующая детским садом единодушно заверили, что никогда отца Артема в глаза не видели, во-вторых, и сам Артем с отцом не общался. Этот факт подтвердили работавшие с мальчиком психологи – и белгородские, и санкт-петербургские. Артем об отце вообще ничего не знает. Мало того, по заключению психологов, у мальчика развился стойкий комплекс: «это я такой плохой, потому меня папа не любит».
В одном суде Анатолий доказывал, что он хороший отец, работает и готов обеспечить ребенка всем необходимым, а в другом (по вопросу невыплаты алиментов) клялся, что не платит из-за того, что нет денег, так как не работает.
Однако, слава справедливому суду и помощи уполномоченного по правам ребенка в Белгородской области, в 2011 году отца Артема лишили родительских прав, что, надо заметить, вовсе не освобождает его от исполнения родительского долга. Но алиментов как не было, так и нет. Задолженность за горе-родителем тянется со дня рождения ребенка – несколько сот тысяч рублей, а с учетом инфляции и того больше.
Судебные приставы уверяют, что долг никуда не денется, будет папаша платить как миленький, хоть с пенсии. Но ведь, если подумать, одеть, обуть, накормить, оплатить занятия ребенка нужно сейчас, а не тогда, когда он вырастет и сможет сам зарабатывать. Есть у таких горе-отцов лазейка в законодательстве, чтобы не считаться злостным неплательщиком. Озвучивать ее не буду, дабы не давать повода воспользоваться ею тем, кто не знает, хотя знают многие – передают из уст уста.
А бабушку с дедушкой Артема утешает то, что не сможет Анатолий воспользоваться правом, когда состарится и, не дай бог, конечно, сам окажется в сложном материальном положении, подать на взыскание алиментов со взрослого сына.
«Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения своих обязанностей. Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав», – сказано в статье 87 Семейного кодекса РФ.
Но это лишь одна история одной отдельно взятой бывшей семьи. А статистика, которую так и хочется назвать горькой, неумолима.
В 2011 году на исполнении в подразделениях Управления федеральной службы судебных приставов по Белгородской области находилось 23254 исполнительных производства по взысканию алиментов либо задолженностей по их взысканию. И только 1061(!) из них добровольно исполнен должниками. На сегодняшний день более тысячи отцов-алиментщиков находятся в розыске.
Предвижу возмущение своих оппонентов – чаще всего это сами должники и их вторые и третьи жены. Мол, не от хорошей жизни создается такая ситуация. Работы нет или зарплата маленькая, в новой семье еще дети, их тоже нужно кормить, а бывшая жена тратит деньги или на себя, или, что еще хуже, на нового бойфренда. Но позвольте, это ведь ваши домыслы, ваши взрослые проблемы! При чем здесь ребенок, и разве должен он страдать от того, что отец «передумал» и разделил жен и детей на «нынешних» и «бывших».
В действительности же горе-папашам обирать своих «бывших» детей теперь гораздо удобнее, чем раньше, «при социализме». Тогда алименты автоматически отчисляли бухгалтерии предприятий. Сейчас и речи нет о полном возвращении к этой норме, ведь должник теперь может и не работать. Раньше неработающему грозил реальный срок за тунеядство, сейчас этого нет и в помине. И Анатолии могут жить спокойно в своих многокомнатных квартирах, разъезжать на своих шикарных автомобилях. Главное – устроить свой быт так, чтобы не было в нем ничего лишнего, что могли бы изъять судебные приставы, – только предметы первой необходимости, а остальное можно надежно припрятать, оформив на подставные лица. Вот и живут такие Анатолии припеваючи. Однако придется их огорчить.
До начала 2012 года злостные неплательщики алиментов наказывались обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. (Заметим, что к уголовной ответственности можно привлечь, только если обязанность уплачивать алименты наложена по решению суда, но не по соглашению между супругами).
С 1 января 2012 года в статью 157 УК РФ «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» внесены изменения. В новой редакции закон звучит так: «Злостное уклонение родителей от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, наказывается исправительными работами на срок до одного года либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года». То есть с этого года они могут получить реальный срок и отбывать его в местах не столь отдаленных.
Но что-то мне подсказывает, что и эта мера не испугает таких, как Анатолий, уж такие они неустрашимые, несгибаемые в своем желании оставить с носом своих «бывших». А я бы сказала, что движет этими людьми жадность, желание только получать от жизни как можно больше и просто безответственность.
- Добавить комментарий
- 6242 просмотра
- Страница для печати