Именно так, между двух больших огней, продолжает вести сельскохозяйственное производство колхоз «Советская Россия». С одной стороны, неуклонное развитие животноводческой отрасли. На днях тут «растелилась» и заработала очередная вновь построенная ферма. Молочное стадо в нынешнем году вырастет до 1400 голов с подобающе большим шлейфом молодняка. Колхоз приступает к развитию еще одной подотрасли скотоводства – мясной. Сотни голов скота породы салерс в степных условиях на огороженном пастбище нагуливают вес без всякого обслуживающего персонала.
Вообще с молоком у «Советской России» получается хорошо – идет системная племенная работа. Животные породны, содержатся на приличном запасе кормов. В среднем от коровы за год получают больше пяти тонн молока. Качественная продукция приносит немалые доходы, позволяя развивать социальную сферу, занимать людей работой, чем не могут похвалиться сегодня многие другие селения.
Развиваться бы колхозу и дальше, но содержание громадного стада требует большого количества кормов, снимаемых с местных полей. А поля эти – под небом, не особо благодатным для юго-восточных районов области, в зное засух последних лет все больше напоминают о том, что и до опустынивания недалеко.
Потому еще один большой огонь зажигает земледельцев и специалистов колхоза во главе с председателем, лауреатом Горинской премии Владимиром Васильевичем Фоменковым. Как с помощью no-till – технологии прямого сева – увеличить возможности местных полей, сделать их менее зависимыми от засух и эрозии. Землю не пахать, не тревожить ее вовсе почвообработками. Суть этой технологии не только в экономии горючего, машин на обработку земли. При этой технологии сберегается покров поля от иссушения, от вредного воздействия ветровых и водных сносов плодородной почвы в балки и яры. Почти ежегодная сушь не способствует получению нормальных всходов, тормозит нормальное их развитие.
Колхоз, стремясь уходить от засух, от эрозионных процессов, использует прямой сев – избегая иссушающих почвообработок. Хозяйством задорого приобретены четыре сеялки прямого сева иноземного производства. И на тех полях, где выдерживаются условия no-till (оставляются на убираемых полях пожнивные остатки, и сев идет прямо по этому покрывалу), получаются высокие урожаи низкой себестоимости. Эти поля не выдуваются ветрами, не вымываются ливневыми и паводковыми стоками, а от перегнивания пожнивных остатков и оставленного под собой почвенного углерода лишь обогащаются.
Увы, только на половине убранных полей колхоза оставляют пожнивные остатки. С другой половины все, что вырастает на ней, идет в корм. В хозяйстве ищут, как и эти поля приблизить к «нулевым». На поля кукурузы, убранной на силос, вносят поверхностно, насколько это возможно, навоз с коровьих комплексов, детально изучается метод русского почвоведа Овсинского, ограничивавшегося лишь мелким предпосевным рыхлением почвы на 3–5 сантиметров, подбираются под «климат» и используются посевы сидератов на убранных полях. Как бы то ни было, стремление полагаться на технологию no-till в «Советской России» лишь укрепляется. Колхоз приобретает две сеялки прямого сева для возделывания кукурузы. Стоимость одной – под 5 миллионов рублей. Несусветно дорого! Но разве дешевле обойдется почти в условиях опустынивающей засухи посеять на тысяче гектаров кукурузу и не получить ни всходов, ни початков? Тогда зашатается и не знающее сбоев животноводство. Никуда не денешься, всему своя цена.
- Добавить комментарий
- 3987 просмотров
- Страница для печати