Резонанс: «С кого брать пример» – 31 октября, № 160
На одном дыхании прочитала статью В. С. Подерягина «С кого брать пример». Чувствуется, что автор не просто изложил факты нашей новой действительности, он их прочувствовал, поэтому его статья (я уверена) никого не оставит равнодушным.
Давно знаю этого замечательного, эрудированного человека. Как бывший учитель истории и обществознания, как четырежды школьный директор, не раз встречалась с ним на областных семинарах, на которых он делился опытом работы. А поделиться ему было чем: и качеством знаний своих учеников, и системой воспитательной работы, и успехами производственной бригады, и, что особенно важно, любовью к профессии, к детям.
Поэтому и сейчас, находясь на пенсии, я всегда с удовольствием читаю все, что касается Шелаевской школы и ее директора, народного учителя СССР. Помнится, в «Белгородской правде» он рассказывал о своих впечатлениях от полета в космос Юрия Гагарина: «Необычайный порыв охватил нас. Все закричали «Ура!», словно каждый был непосредственно причастен к полету. Ведь простой советский парень прославил Родину, Советский Союз, а значит, и нас. Это был настоящий подвиг».
Вот в этом и чувствуется единение народа и власти, гордость за великие свершения. У нас есть с кого брать пример, правда, из советского прошлого, которого так боятся и охаивают некоторые современники, большинству из них дала путевку в жизнь советская власть. Правильно пишет Василий Савельевич, что «на каждом этапе человеческой истории мы должны видеть то положительное, что можно и должно служить в новом развитии». Кому помешали деятельность пионерской организации, тимуровская работа? Пионерские линейки, пионерские сборы, пионерские песни дисциплинировали учащихся. Они старались быть лучше, ведь пионер – значит первый. И всем хотелось быть в первых рядах. Призыв: «Работай, учись и живи для народа, советской страны пионер!» вызывал гордость в маленьких сердцах: на них возлагается большая ответственность за все происходящее в стране. Теперь же лозунг «Раньше думай о Родине, а потом о себе» подвергается критике. Сейчас в моде «Каждый за себя, один Бог за всех».
А чем комсомол помешал? Вероятно, тем, что в названии организации – ВЛКСМ – есть слово «коммунистический». Но сколько же полезного для страны сделано комсомолом! И неоднократно он награждался высокими государственными наградами. Комсомольские отряды и бригады, комсомольские стройки. Недаром столько душевных и патриотических песен сложено о комсомоле.
Как бывший учитель не могу не разделить боль Василия Савельевича за образование. Как можно школе подготовить образованного человека при постоянном сокращении учебных часов по основным предметам? Вот и приходится родителям оплачивать занятия с репетитором.
Падает авторитет школы. За всю историю советской школы не было налетов на учебные заведения, захватов заложников. Могли ограбить банк, магазин, любое учреждение, но напасть на школу никому и в голову не приходило, потому что нравственное состояние людей было совсем иным.
За время реформ (на начало 2011 года) в стране закрыты двадцать тысяч триста сельских школ. И этот процесс продолжается. Государственной Думой в первом чтении принят проект закона «Об образовании». Конечно, есть в нем много положительных моментов, но еще больше – отрицательных. Например, ликвидируются льготы при поступлении в профессиональные учебные заведения для детей-сирот и детей военнослужащих. Полностью отдается на усмотрение регионов вопрос о коммунальных льготах для сельских учителей, ликвидируются надбавки за ученые степени и звания. Отменяются компенсации на учебно-методическую литературу. Ничего не говорится об оплате за классное руководство.
По официальным данным, расходы бюджета на образование в 2012 году составят 4,1 процента, тогда как (по данным Мирового банка) в 1970 году было 7 процентов.
Балльная оценка деятельности учителя приводит к тому, что каждый старается набрать побольше баллов. И он уже не радуется успехам коллег. Чем меньше у них баллов, тем больше оплата будет у него. При таком положении ни о каком коллективе учителей не может быть и речи. А всем известно: без коллектива учителей не может быть коллектива учащихся. И уже со школьной скамьи у детей появляются ростки эгоизма, которые в будущем дают нам бездушных, не умеющих разделять чужое горе чиновников. Уходит в прошлое убеждение «Человек человеку друг, товарищ и брат». Нас заставили отказаться от прекрасного слова «товарищ», которое раньше было «дороже всех красивых слов». Теперь мы господа, даже если в потрепанном пальто и старой обуви. И неужели наши реформаторы не понимают, что это звучит издевательски?
Не могу не сказать о ЕГЭ. Трудно поверить, что это повысило качество знаний. Единственное преимущество ЕГЭ в том, что дети сдают экзамен единожды, не надо лишний раз волноваться. Но что касается тестовой оценки знаний, то это считаю вообще недопустимым. На уроках истории, к примеру, события должны облачаться не только в факты и даты. Они должны затрагивать чувства детей, вызывать сопереживание, гордость, удивление, восхищение, горечь, иначе говоря – всю гамму чувств. ЕГЭ этому никак не способствует. И вместо красочного эмоционального рассказа, например, об Александре Невском, его человеческих качествах, колебаниях по отношению к татарам, его таланте не только как военачальника, но и искусного дипломата, стратега, учитель должен излагать материал о его двух победах – на реке Неве и на Чудском озере, большего для ЕГЭ не требуется. К тому же не развивается устная речь учащихся, а ведь это важно почти в любой профессии, да и в жизни тоже. Думаю, что с этим должны согласиться и учителя литературы, тем более что в последние годы наш родной язык изменился в худшую сторону.
Подробнее хочу остановиться на воспитании патриотизма. В декабре 2010 года в «Белгородской правде» была опубликована статья кандидата философских наук Е. Ларина «Нужен ли сегодня патриотизм России?». Меня заинтересовала такая постановка вопроса, и я прежде всего решила выяснить точное значение слова «патриотизм». В Большом энциклопедическом словаре дано такое определение: «Это любовь к Родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства»; в Политическом словаре добавляется еще «готовность защищать Родину от врагов». И находит свое выражение патриотизм в деятельной гражданской позиции. Вот теперь уже легче ответить на вопрос, нужен ли патриотизм сегодня. Несмотря на то что произошла переоценка многих жизненных ценностей, нарушилась связь времен, опошляется советское прошлое, искажается деятельность многих исторических лиц, патриотизм нужен. Ведь любовь к Родине начинается с любви к ближним, с любви к малой родине, которая распространяется потом на всю Россию.
В нашей области утверждена долгосрочная программа по патриотическому воспитанию на 2011–2015 годы, целью которой является «развитие в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности и духовности, вовлечение молодежи в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь региона». Предусматривается проведение семинаров-практикумов, научно-практических конференций, даже конкурсов по патриотическому воспитанию, поддержка детей-сирот. Казалось бы, все хорошо. Но недаром русская пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». И что мы видим? Наши государственные деятели лечатся и отдыхают за границей, их жены рожают за границей, дети учатся там же. Не отстают от них артисты: живут за границей, а деньги зарабатывают у нас в России. Какой уж тут патриотизм, когда прошлого стесняются, даже каются, забывая о достоинстве, занимаются «выворачиванием наизнанку всех мнимых и подлинных недостатков своей страны. Это унизительно, непатриотично и вредит нашему национальному самосознанию…».
А вот примеры из советского прошлого. В 70–80-х годах я возглавляла делегацию нашего района (30 человек) в поездке в Чехословакию и ГДР. Нас отличали манера поведения, дисциплинированность, не было хамства, нахальства, а ведь в составе делегации – в основном рабочие, колхозники. Были случаи провокации со стороны гида. В последний день нашего пребывания в Чехословакии мы находились в отдаленном районе, во время обеда гид (студентка) объявила, что у нас один час свободного времени, можем посетить магазины, чтобы кроны все истратить, или посетить кладбище погибших советских солдат. Подсказать что-то я не могла, все сидели за разными столиками, и очень волновалась в ожидании ответа. Но из разных концов зала раздалось: «На кладбище! Когда нам еще удастся почтить память наших солдат?! А кроны мы поменяем на рубли и потратим в Москве». Как я гордилась тогда неподдельной искренностью и величием духа наших простых русских людей, настоящих патриотов.
Или случай в ГДР. Когда мы находились в Лейпциге, умер наш генеральный секретарь К. У. Черненко. В этот вечер у нас была назначена поездка к предпринимателю – с ужином, песнями, танцами. Мы решили отказаться от поездки, хотя ужин для нас приготовили. Нашли свои запасы, помянули нашего вождя. (Только один механизатор был недоволен таким решением, но после, уже на своей земле, он сказал, что гордится тем, что остался с нами). На следующий день мы пришли на ярмарку и в книге отзывов у нашего павильона написали свои соболезнования. Вот это пример единения человека и его Родины!
А патриотична ли политика правителей по отношению к нашим природным богатствам? Из того, что они несметные, не следует, что их бездумно, хищнически надо изымать и продавать Европе, Азии, не заботясь о судьбе грядущих поколений.
Любовь к Родине должна подкрепляться заботой государства о человеке. А мне стыдно за руководителей государства, в котором матери тяжелобольных детей обращаются с просьбой о помощи через Интернет, газеты, радио, просят подаяние у входа на рынок с больным ребенком в кресле-каталке. В советский период такое и присниться не могло. Всех лечили, оперировали бесплатно. Сейчас же бесплатная медицина только на бумаге.
В начале сентября мне пришлось посетить в областной больнице отоларинголога. Почти на час врач опоздал, не извинился. Вместо 9 часов 7 минут, как указано в талончике, меня приняли ближе к 11 часам. Через 2 минуты отправили в кассу, потом в 72-й кабинет, затем снова в 32-й, и только я села в кресло, как влетает «платник», и меня чуть ли не за шиворот отодвигают в сторону. Все внимание – «коммерческому» клиенту, врач его везде сопровождает, а на вопросительный взгляд медсестры в мою сторону бросил небрежно: «Как обычно». После 72-го кабинета он меня даже не смотрел, не читал, что там написали. Вообще-то я была впервые на приеме, почему же «как обычно»? Мне выписали шесть процедур (из них три мне противопоказаны) и велели приехать через месяц. Чтобы снова услышать «как обычно»? Не лучше ли в газете поместить рецепт «как обычно» для всех, кому за 70? И в больнице людей будет меньше, и больные не будут тратить деньги и нервы.
Обидно, что именно те, кому за 70, не видели настоящего детства. Это дети войны, чьи отцы в большинстве своем погибли, защищая Родину, создавая условия жизни для нынешних «рвачей», которые живут по принципу «деньги любой ценой».
Вот я и перехожу к вопросам нравственности, морали. Но нормы советского общества теперь размыты, то, что ценилось (служение отечеству, преданность общему делу, коллективизм, взаимовыручка), для многих не имеет никакого значения. Теперь богатым и крутым дозволено все: иметь любовниц, особняки в разных странах, яхты. Они живут по принципу «после нас хоть потоп». И ведь некоторые заседают в Федеральном Собрании, и при принятии законов им даже в голову не придет учитывать интересы народа. К народу они обращаются, как пишет В. Подерягин, как к движущей силе, особенно перед выборами: тут тебе и посулы, и угрозы (газ не проведем). Только народ в это верит все меньше и меньше. Поэтому и явка на выборах оставляет желать лучшего. Люди «голосуют ногами». На словах расширяем демократию, а на деле? «Отмечено самовыдвижение кандидатов…». «Для регистрации кандидата от партии нужно определенное количество подписей депутатов». А кто сейчас в депутатах? Почти все начальники. Разве смеют они поставить свою подпись в поддержку кандидата от оппозиции? Конечно, нет, потому что им предложат уйти «по собственному желанию».
Когда в Конституции читаю, что «единственным источником власти Российской Федерации является ее многонациональный народ», мне очень хочется заменить слово «многонациональный» на «многострадальный». Народ устал от постоянных, часто непродуманных реформ, от своей бедности, унижений, нестабильности во всем и от своего бесправия. Опять же Конституция гласит, что народ осуществляет свою власть через референдум и свободные выборы. Народ (почти 80 процентов) проголосовал на референдуме за сохранение Советского Союза. И где теперь Союз? Кто развалил его вопреки воле народа и кто ответил за это?
А закончить свою статью мне хочется словами Василия Савельевича Подерягина: «За державу стыдно, за народ обидно».
- Добавить комментарий
- 4341 просмотр
- Страница для печати