Первый заместитель губернатора – начальник департамента внутренней и каровой политики области В. А. Сергачев и начальник департамента строительства, транспорта и ЖКХ Н. В. Калашников провели совещание в режиме видеоконференции по вопросу создания живой среды в городах Белгородчины. Главными экспертами на этот раз были представители профессионального сообщества во главе с С. И. Доценко – председателем правления региональной организации Союза архитекторов России.
Смысл их выступлений сводился к тому, чтобы при использовании лучшего мирового опыта в нашей градостроительной практике во главу угла поставить человека. В Стокгольме им нравится, что первые этажи представлены исключительно объектами общественного назначения, в Лондоне – как устроены пешеходные маршруты, во многих европейских городах – обустройство парковок. В. А. Сергачев по этому поводу припомнил случай из своей предпринимательской жизни в Вене. Оставив минут на десять машину перед кафе, пришлось ее долго искать и заплатить 1200 дойчмарок (евро еще не было) за то, что она в течение часа находилась на штрафстоянке.
Действительно, в отношении автомобилей, которые стали главным «украшением» центральных улиц наших городов, надо принимать кардинальные решения. В рамках реализации программы «Зеленая столица» предлагается выводить парковки из дворов (в Белгороде это делается ровно наоборот).
Предложений по совершенствованию градостроительной политики поступило немало и самых разных, но Н. В. Калашников напомнил, что губернатор обращает внимание на то, чтобы максимум выразительности достигался минимумом финансовых средств. Николай Васильевич привел в качестве негативного примера набережную у БелГУ: «Какие деньги мы туда вложили!».
Вообще, все выступавшие высказывались критично в отношении того, как устроены наши города, но это была, я бы сказала, созидательная критика. Чувствовалось: говорили неравнодушные, любящие нашу малую родину люди. В противном случае разве сказали бы о Белгороде так: «Красиво, чисто, а уюта, душевности нет. Надо ее вдохнуть!». Или: «Сделать хотя бы один райончик так, чтобы и не хочешь, а ноги сами туда несли». Или вот это: «Наши городские дворы – скопище металла, парки, скверы не соответствуют званию «Зеленой столицы», а на пешеходных маршрутах должны быть не оружейные магазины, а мирные, культурно-развлекательные заведения».
Очеловечиванию архитектуры должны служить все проектно-планировочные решения. На создание живой среды должны работать и строительные материалы. Неожиданно, по крайней мере для меня, прозвучало предложение В. С. Лесовика, заведующего кафедрой строительного материаловедения, изделий и конструкций БГТУ имени В. Г. Шухова, отказываться от железобетона в пользу других материалов, более качественных с точки зрения геоники, которая рассматривает систему «человек – материал – среда» как единое целое. «Строитель и инженер, – заметил Валерий Станиславович, – выбирая тот или иной материал для дома, должен заранее прогнозировать, какое он может оказать воздействие на организм человека».
Сейчас уже создаются «материалы с использованием нанодисперсного сырья, а также нетрадиционного, находящегося в законсервированном состоянии в земной коре», «интеллектуальные строительные композиты с массой достоинств, в том числе с возможностью к регенерации – самоочищению поверхности, затягиванию трещин». В общем, много чего нового прозвучало на этом совещании. Не было только слышно слова «дерево». Естественно, что с многоэтажными домами оно никак не согласуется, но ведь губернатор не раз замечал, что хватит городам расти ввысь, тем не менее «свечки» продолжают строить в центральной части того же Белгорода – не видно уже храмовых куполов! А ведь дереву, традиционному деревянному зодчеству – в отличие от железобетона – по силам оживить городскую среду, вдохнуть в нее душу хотя бы в кварталы одноэтажного домостроения. Да, да, у нас нет деловой древесины, но по ее запасам Россия, неотъемлемой частью которой является Белгородчина, все еще занимает лидирующие позиции в мире.
- Добавить комментарий
- 5122 просмотра
- Страница для печати