«Оскольская лира» сама постучалась в наш дом. Прямо в 5.30 утра. Кто это? Какой Андрей? Откуда? Спросонья не так просто было понять. А когда поняли и вспомнили – проснулись окончательно: Прудников, для близких друзей – Горыныч.
С музыкантом из Украины судьба свела нас еще в 2007 году, когда впервые мы с мужем Сашей решили повезти свои творения на оскольский фестиваль. Там и познакомились с Андреем Прудниковым, Машей Марининой и Сашей Поповым – его за любовь к водным процедурам окрестили Ихтиандром, а за преданность поэзии – Пушкиным.
Получилось так, что XXII Международный молодежный фестиваль поэзии и авторской песни «Оскольская лира-2011» опять собрал нас всех вместе – не сговариваясь, прибыли мы на тот же берег Оскольского водохранилища, где и познакомились.
Впрочем, желанных встреч на этом фестивале было предостаточно – кивали друг другу, радостно приветствовали знакомых из Украины, Бирюча, Волоконовки… Были и новые, совсем незнакомые лица.
Для меня таким новым интересным лицом стал Виталий Чертовской из села Нижняя Покровка Алексеевского района, которого мне суждено было увидеть и услышать на поэтической мастерской. Валитар (так он именовал себя) привез не одно поэтическое произведение собственного сочинения. Целый сборник стихов с (выражаясь его же языком) «ощущеньем полета и высохших слез». Лично мне приглянулось стихотворение «Что такое любовь». Автор в хорошо сложенных строках не без иронии объяснял, что, как и многие, неоднократно пытался найти ответ на вечно-вселенский вопрос. Для постижения истины лирическому герою приходилось прибегать и к помощи философов, и к занятиям йогой, даже к брэгговской системе голодания… Завершил поиски ответа на вопрос «Что такое любовь» житейски незатейливый, по-бытовому простой финал:
… через год стал отцом двух дочек,
И вопрос для меня закрылся.
Жюри, оценив результат «исследования», присудило автору диплом, а также спецприз в номинации «Вера и Отечество».
Надо добавить, что одним Валитаром поэтическая мастерская не ограничивалась – таланты здесь были, и немало. Именно поэтому в данной номинации были отмечены три лауреата и три дипломанта.
Не страдали от нехватки одаренностей и другие творческие мастерские. Чего стоило только выступление Андрея Прудникова! Блестящее владение гитарой, интересные музыкальные ходы, хороший текст и глубокое прочувствованное исполнение – вот, собственно, слагаемые успеха настоящего таланта.
Все это в один голос могут подтвердить члены жюри, которые после появления украинского музыканта в композиторско-исполнительской мастерской в один голос сказали: «Ну наконец-то!». Этот всеобщий вздох восхищения и позволил нашему хорошему другу занять первое место в данной номинации.
Не так просто было отделить членам жюри «зерна от плевел» в рок-бардовской мастерской. К сожалению, большинство пришедших сюда исполнителей пытались оправдать нехватку таланта неимоверно шумным исполнением – и голос надрывали, и гитару тоже. Впрочем, бывали и забавные исключения. Выступление Сергея Склярова и Коли Аксенова из Бирюча можно было назвать попросту залихватским. Именно так они исполнили первую песню собственного сочинения под названием «Я топчу талант в навозе – я работаю в колхозе». Сельско-хуторской юморок незамысловато повествовал о том, что для разрыва порочного круга «топтания навоза» необходимо только стать председателем этого колхоза.
На любом фестивале, как обычно, каждый получает то, за чем приехал. Кто хотел попеть песен у костра, кто – оторваться от городской суеты (главное слово – оторваться), кто покуражиться, а кто на самом деле показать, что написалось, напелось, наигралось за год. И всякий получил то, за чем приезжал.
А у кого-то с фестивалем возникли не только творческие узы. Такова семейная пара Шубиных Маргариты и Александра из Семилук Воронежской области. Третий год подряд приезжают ребята на «Лиру», но не одни: дочка Любочка буквально выросла на трех фестивалях. С шести месяцев ребенок спокойно засыпал и радостно просыпался под звуки гитар, тамбуринов, флейт, маракасов…
Ирина Радченкова из Старого Оскола давно не новичок на фестивалях. Ее лирически-задушевное пение под гитару не раз было удостоено дипломов и на «Лире», и на «Нежегольской тропе». Однако в этот раз тронуло не только сольное пение Ирины. Ее энтузиазм вылился в создание творческого коллектива «Созвучие РОС». Казалось бы, ничего удивительного, так часто бывает: талантливые люди словно «примагничиваются» друг к другу. Но не в данном случае. Как поведала мне сама Ирина, ансамбль был создан не только из творчески-профессионального интереса. Оказалось, что один из его участников – Валера Борзиков (кстати, постоянный участник «Оскольской лиры», почти 10 лет приезжавший на фестиваль) в мае сломал руку. И если для обычного человека это была бы просто житейская неприятность, то для ритм-гитариста она означала одно: путь на фестиваль ему заказан.
Но есть в нашем жестоком порой мире добрые души! Ирина Радченкова со товарищи поддержала коллегу по творческому цеху: чтобы поскорее разработать руку, Валере вручили кастаньеты, а затем вместе разучили и исполнили песню «Казачья». Результат превзошел ожидания – «ансамблисты» тут же загорелись идеей создать эмблему, а за ней и концертные костюмы. Вот уж воистину – «нам песня строить и жить помогает»!
Эту историю «Созвучие РОС» не удержалось и поведало жюри. Оказалось, что подобные подвиги человеколюбия музыкальная история уже знала. О чем участникам «спасательного» ансамбля рассказал член жюри Владимир Протопопов, сам более 30 лет возглавляющий коллектив «Карагод» из Старого Оскола. Так вот однажды известный композитор Морис Равель (более знакомый широкой публике по своему знаменитому «Болеро») буквально спас от самоубийства своего друга – однорукого пианиста Пауля Витгенштейна (руку он потерял в Первую мировую войну). Равель написал для него грандиозное произведение: фортепианный концерт ре мажор для левой руки. Пауль с этим концертом объездил полмира! Не знаю, как насчет мирового турне, а свой первый музыкальный «бой» «Созвучие РОС» и дебютировавший в новом качестве Валерий Борзиков выдержали с успехом, став дипломантами композиторско-исполнительской мастерской.
Что ж, осталось рассказать только о бардовской мастерской. О, она по праву в этом году может гордиться – именно ей суждено было назвать обладателя Гран-при, самой престижной премии любого фестиваля. Вручается она, как правило, за нечто исключительное, из ряда вон выходящее (поясню: бывают фестивали, на которых есть и лауреаты, и дипломанты, а Гран-при никому не присуждается). А на XXII Международном молодежном фестивале поэзии и авторской песни «Оскольская лира-2011» исключительное было. Им стала группа «Немного нервно». Запорожские музыканты покорили и жюри, и публику: песня «Жена смотрителя маяка» в их исполнении, проникновенно, лирично спетая под гитару, флейту и разнообразные перкуссионные инструменты, наверное, еще долго будет звучать в душе у каждого, кто влажным от прошедшего дождя июльским вечером собрался у фестивальной сцены.
Музыкантов, которым раньше времени вручили главный приз (спешили в Украину на концерт для детей, больных раком), никак не хотели отпускать со сцены: буквально все – и зрители, и участники фестиваля, и даже члены жюри хотели, чтобы это песенно-музыкальное очарование длилось нескончаемо…
Но кончается, как известно, все. И XXII фестиваль тоже закончился, чтобы уступить место следующей «Оскольской лире», на которую, хочется верить, опять, как бабочки на свет, слетятся современные скальды, ваганты, рапсоды и менестрели со всех городов и весей. Прилетят и вновь закружат в неистовом, нескончаемом, всепоглощающем танце, имя которому – фестиваль.
- Добавить комментарий
- 6392 просмотра
- Страница для печати