Прочитав этот материал, кто-то может меня обвинить в ностальгии по прошлому, что именовалось «застоем», иные могут обвинить в ретроградстве (отсталый, мол, человек), третьим покажется, что я зову к возврату в тот период, что именовался советским в истории нашего Отечества, но уверен в том, что найдутся и те (а их будет, думаю, немало), кто согласится со мной, с моими мыслями.
ВОТ УЖЕ более 20 лет, как мы живем в «новой» России. В России, которую в свое время бывшие правители вырвали из Советского Союза. Рвали больно, с корнем, который формировался почти тысячу лет. Рвали так, словно бездарь-стоматолог по ошибке вырвал совсем здоровый коренной зуб, который так необходим нашему организму. Развал Советского Союза как внешними его врагами, так и пятой колонной внутри великой державы не принес счастливой и радостной жизни для простого народа (а его абсолютное большинство) ни в одной из союзных республик, добровольно вошедших в свое время в состав СССР.
Я не сторонник показывать историю нашего народа только в одном цвете, будь то черный (сплошной геноцид и ГУЛАГи) или красный (я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек). Объективности ради, а нам нужно не просто отделять эти цвета и не делать из них мешанину, а знать и отдавать должное каждому историческому периоду в развитии нашего Отечества.
Не знаю, кто как воспринимал развал СССР, мне это показалось огромной трагедией почти трехсотмиллионного народа. Конечно, для наших нуворишей, мечтавших обогатиться за счет грабежа достояния, которое принадлежало всей нации, этот развал был самым желанным явлением. Да и бывшие правители союзных республик вместе со своим придворным верноподданным балаганом тоже ложились спать и видели себя во сне императорами выше Наполеона. Им плевать было на мнение народа, на результаты референдума, где почти 80% опрошенных были за сохранение СССР. Но теперь его нет. Это вовсе не значит, что период существования некогда (20 лет назад) одного из самых могущественных государств надо вычеркнуть из памяти народа. И уж вовсе непростительно предавать забвению то положительное, что может и теперь успешно работать на нравственное формирование личности.
Я КАК УЧИТЕЛЬ истории и обществознания проработавший почти полвека в своей родной школе, обучая и воспитывая детей, молодежь и взрослых, всегда был и остаюсь сторонником того, что на каждом этапе человеческой истории мы должны видеть то положительное, что можно и должно служить в новом развитии. Говорим о преемственности поколений и тут же не желаем увидеть то, что способствовало воспитанию любви и преданности Родине…
Школа. Советская школа через уроки русского языка и литературы, через историю и обществознание, через общественные детские организации, через систему внеклассной и внешкольной работы формировала будущее поколение страны в духе высокой морали и нравственной чистоты. Особую роль в тот исторический период играла наша творческая интеллигенция. Писатели и поэты, композиторы и художники, театральные деятели, кинематограф создавали образы, на примере которых воспитывались поколения. Так любить Родину, так ее защищать и так ею гордиться могли только те, кто унаследовал эти качества от народов древней Руси, от наших славных предков, от наших дедов и отцов, живших в прошлом столетии. Разве можно было от такого наследства отказываться?!
СЕГОДНЯ дефицит героев, с кого можно брать пример. Нет ни в литературе, ни в истории Павки Корчагина, Зои Космодемьянской, Олега Кошевого, Александра Матросова, нет Мальчиша-Кибальчиша, нет Тимура и его команды. Убрали с экрана Васька Трубачева и его товарищей, не показывают «Поднятую целину» и тем более не читают. Смешали в кучу и белых, и красных. И кто теперь истинный герой: Деникин или Фрунзе? Дети, говорят нам, должны сами сделать вывод, хотя учебники истории со своими авторами сегодня на стороне белых. Им предпочтение нынешних историков.
Разрушен стержень, на котором держались многие направления формирования духовно-нравственных качеств личности. Была четкая государственная политика, особенно в послевоенный период, во главу которой был поставлен человек труда. Его заслуги измерялись не миллионами долларов, наворованными у народа, а миллионами тонн добытой руды, нефти, угля, выплавленной стали, собранного урожая, перевезенных грузов. В стране долго жил и действовал лозунг: «Человек славен трудом!». Такой жуткой, как теперь, дифференциации в зарплате и социальном положении не было. Иногда зарплата шахтера равнялась зарплате министра, а то и превышала ее. Слово «коррупция» многим жителям нашей страны и вовсе не было известно. И лишь на уроках истории зарубежных стран я объяснял детям, что означает это слово, заглядывая в словарь Ожегова: «В буржуазных странах: подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей». Подобно колорадскому жуку, засевшему на картофельных плантациях, расплодились коррупционеры. И что странно: чем больше травишь, применяя самую различную отраву, тем больше размножаются. Вот уже и президент, и премьер-министр, и депутаты Государственной Думы какие только решения и меры не принимают и чем только не грозят коррупционерам, а они, подобно колорадскому жуку, плодят себе подобных. Такого падения нравов за последнее столетие в истории нашей страны никогда не было. Хочу заметить, что миллионерами и миллиардерами у нас стали не те, кому 70–80 лет, а совсем юные «хлопчики», которые в большинстве своем не были обременены честью, совестью, справедливостью, ответственностью «за други своя». Даже в самые драматичные годы Советской власти такого массового падения порядочности и столь повальной потери совести не наблюдалось…
НА УРОВНЕ государственной политики объявляем, что приоритетом номер один является образование. И, кажется, государство, регионы делают немало, чтобы укрепить материально-техническую базу школ, совершенствовать инфраструктуру учебных заведений, поднять престиж учительского труда, повысить качество подготовки выпускников. Но, с другой стороны, зайдите в российскую школу не с парадного входа, а с учебного плана и программ, по которым мы работаем, тех требований, что предъявляют нам все те, кому не лень это делать. Насыщаем школы современной техникой, способной вести диалог чуть ли не с самим президентом, а в учебном плане урезаем русский язык и литературу, математику и физику, биологию и химию. И при этом хотим получить высококачественного выпускника.
Сегодня труд учителя – это каторжный труд печатника. Ведь кто-то ж придумал требовать от учителя написания рабочих программ, причем именно так, как рекомендуют сверху. И сидит учитель русского языка месяц, преподаватель ОБЖ – два месяца, учитель православной культуры весь свой отпуск и печатает для проверяющих два экземпляра рабочих программ по каждому классу в отдельности. А ведь существуют государственные программы, ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) по каждому предмету, есть методические пособия, есть педагогический опыт учителя, чтобы успешно обучать школьников. В каком стрессовом состоянии находится сегодня учитель! Завалили его бумаготворчеством, а с ребенком работать как надо уже не хватает ни физических, ни духовных сил.
ИЗОБРЕЛИ ЕГЭ. Создали под это многотысячную (а может, целый миллион) рать контролеров (учителям в своих школах не доверяют) и думают, что у нас в стране резко повысилось качество знаний и ушла коррупция из вузов и техникумов. А вот и нет. Откуда появляются 100-балльники из тех республик, краев и областей, где русский язык чуть ли не второй после родного? Наполняет родитель кошелек потуже, ищет (а что его искать, он готов) коррупционера-преподавателя в вузе – и твое чадо уже на юрфаке или экономфаке. Кто послабее в знаниях, а то и вовсе без них, идут на самые дешевые факультеты, то бишь на педфак. Там из нашего троечника готовят учителя математики, у которого свободное посещение занятий и за деньги полученные зачеты и экзамены. Чему он научит детей по предмету? Да, впрочем, он и не собирался идти в школу. На худой конец, он менеджер на вещевом рынке. Катает тачку с товаром хозяина по торговым рядам с дипломом о высшем образовании по специальности «учитель математики».
Разве можно было такое представить в 60–80-е годы прошлого столетия? В школах существовала и действовала система наставничества, интересную и полезную работу вели отрядные вожатые-старшеклассники, из которых тщательно отбирались кандидаты на поступление в пединститут. Это, как правило, те, кто имел тягу к детям, хорошо учился и мечтал стать учителем. Только на конкурсной основе они могли поступить в вуз. Подготовленные профессионально учителя были в те годы, а многие из них до сих пор составляют золотой фонд школы. Они так и остались со своим убеждением: «Человек человеку друг, товарищ и брат». К сожалению, это вымирающее поколение. Они отдавали свои знания, часто физические и духовные силы, а порой, как великий педагог Сухомлинский, и свое сердце детям. И были этим счастливы.
НАШЕ ОБЩЕСТВО сегодня взращивает противоположное по идеологии поколение. Оно уже достаточно быстро прошло свой младенческий возраст и крепко сидит на шее родителей. Потребленцы – так часто оценивают социологи нынешнее молодое поколение. Помани их «зеленой» бумажкой, они готовы идти по трупам для достижения своих целей. Правда, далеко не все. Есть среди молодежи и те, кто действительно переживает за судьбу нашей России.
Ступив на путь реформирования системы образования, мы никак не можем передохнуть и оглянуться, чтоб увидеть, что мы после себя оставляем: живую память о героическом прошлом наших пращуров или вырастим поколение без имени, без памяти, без рода.
КАК НИКОГДА наше общество находится в состоянии разобщенности по политическому, идеологическому, социальному, экономическому положению и духовно-нравственному состоянию. Вот и манипулируют различными группами народа те, кто имеет миллионы, но не дорвался до власти. Народ им нужен как движущая сила. Это они четко унаследовали от вождя революции 1917 года. А в случае неудачи у них давно уже есть «посадочные площадки» за рубежом в Европе и Америке. В отличие от более совестливого дворянского сословия, которое со слезами на глазах и с пустыми чемоданами покидало свою Россию в 1917 году, наши нувориши уже там, «за бугром», для себя и чад своих давно приготовили все необходимое для роскошной жизни. И плевать им, ухватившимся за сладкое греческое слово «демократия», на народ, на великую Россию, на нашу историю. А вот как это слово сделать одушевленным, так за 20 последних лет и не придумали. То отказываемся от всенародных выборов (мол, народ не созрел), то снова вводим демократию под напором «норковых шуб» и белоповязанных. Ищем консолидирующую наше общество идею, но так почему-то за двадцать лет «новой» России и не нашли.
К СОЖАЛЕНИЮ, сегодня нет четкой государственной политики в деле воспитания подрастающего поколения, нет воспитательной программы, расплывчатыми остаются идеалы, на которых следует воспитывать народ. Вот и приходится нашему бедному учителю опираться в воспитательной работе с подрастающим поколением на моральный кодекс строителя коммунизма и на ценности православия.
За державу стыдно, за народ обидно...
- Добавить комментарий
- 5234 просмотра
- Страница для печати