Знаете ли вы, что соленый огурец – это природная «батарейка»? Как, впрочем, и сырая картофелина, и лимон, и яблоко... Никита Бублиев, ученик второго класса Троицкой средней школы Губкинского района, автор научного исследования «Измерение напряжения овощей», уверяет: если в вашем доме внезапно погас свет, не теряйтесь! Лампочка карманного фонарика вполне сможет работать от природного источника электричества. Вместе с папой-электриком Никита разобрал не одну батарейку, изучив ее нехитрое содержимое – раствор солей и кислот. А овощи – это же кладезь солей и кислот!
Во время проходившего в школе регионального конкурса «Я – исследователь» Никита показывал членам жюри и болельщикам, как работают огуречные и картофельные «батарейки», снабженные проводками. Учитель физики Татьяна Федоровна Буравлева, в кружке у которой занимается Никита, говорит о неподдельном интересе мальчика к технике, его любознательности и самостоятельности в опытах...
Так сложилось, что именно Губкинский район, занявшийся детским научным творчеством раньше других территорий, зарегистрировал региональное представительство всероссийского конкурса, и уже шесть лет он проводится именно здесь. А последние три года – в Троицкой средней школе. «Конкурс необычен тем, что в нем принимают участие совсем маленькие дети, от пяти до десяти лет, – говорит Е. В. Вожова, заместитель директора научно-методического центра управления образования Губкинского городского округа. – Количество участников ежегодно растет, в жюри работают преподаватели высшей и средней школы, кандидаты наук. Родители проявляют к конкурсу большой интерес. В этом году к нам приехали защищать свои работы 110 детей».
Руководитель гуманитарной секции конкурса кандидат педагогических наук Н. М. Фатьянова считает, что он создает благоприятные условия для формирования исследовательских навыков у детей, «учит их учиться», как и требуют современные образовательные стандарты школы.
Конечно, велосипед юные техники в пять лет не изобретут, но кандидат технических наук В. М. Уваров, и. о. директора Губкинского института (филиала) БГТУ имени В. Г. Шухова, решительно отверг предположение о том, что открытия малышей особой новизны для взрослых не имеют: «Да, темы исследований и выводы известны, но пути исследования у всех разные! У детей старшего возраста мыслительный процесс совсем другой, понятийный аппарат базируется уже на каких-то стандартах. А маленьких с их индивидуальным подходом к творчеству слушать очень интересно, как они излагают свои мысли, делают умозаключения, пусть и не всегда правильные... Конкурс и должен научить их идти в исследованиях своим путем, разбудить познавательный интерес к миру».
Темы работ у детей были самые разные: пятилетняя Варя Конева из детского сада № 40 Старого Оскола «Золотая рыбка» уверенно докладывала о взаимоотношениях света и тени в природе, восьмилетняя Лиза Селюкова из лицея № 10 города Белгорода занялась сравнительным анализом поведенческих установок мальчиков и девочек, Никита Бублиев – природными источниками электричества, Никита Мухартов из Белгорода вытапливал кристаллы соли... Шестнадцать ребят по итогам конкурса названы победителями, они примут участие во всероссийском этапе конкурса. И, кстати, белгородские дети на российском уровне уже несколько раз становились призерами.
- Добавить комментарий
- 9102 просмотра
- Страница для печати
Замечательно. Вот этим и надо
Замечательно. Вот этим и надо детишек увлекать, тогда у них будет стремление быть полезными и им не будет интересно ошиваться без дела с кем попало на улицах.Я бы их преподавателям и руководителям оклад побольше сделала-намного экономнее для страны, чем содержать в колониях малолетних преступников. У каждого ребёнка есть талант. Его надо открыть и помочь реализовать. Тогда в обществе легче и безопасней жить станет.