Так считает каждый мало-мальски уважающий себя гусятник, то есть заводчик птицы, занимающийся разведением гусей для каких-либо целей. А они у всех разные. Одни спят и видят откормленную птицу на праздничном столе в яблоках и под соусом, другие гордятся ее бойцовыми качествами. Но есть и третья, самая редкая и уважаемая категория заводчиков, ценящих стать и красоту гусиной породы, их гордость и независимость, даже своеобразную важность. Что-то генеральское видится им в гусиной походке, особенно когда рядом мельтешат куры и прочая домашняя мелкота. Собака, казалось бы, верховодящая деревенским подворьем, и та уступает дорогу вожаку гусиной стаи. Да что там собака! Порой и сам хозяин улепетывает от пригнувшего в угрозе голову шипящего гусака.
Есть у меня давний друг, сослуживец, по фамилии Гусятников. Как ни странно, но фамилия определила его наклонности. Он как раз и относится к третьей категории знатоков этих птиц. Было время, когда он держал небольшую стайку у себя в селе и, бывая у него в гостях, я вволю наслушался историй про этих удивительных птиц, насмотрелся на их жизнь, которая, кстати, полна неожиданных волнений и тревог. Особенно для вожака стаи, как правило, самого большого гуся.
Этот гусак, справедливо посчитав меня чужаком, по поводу и без изливал на пришельца шипящую угрозу. Под его опекой были не только гусыни, но и маленькие желтые комочки, гусята, не отходящие ни на шаг от родителей. Своей главной обязанностью, вплоть до жертвенности, он считал право на защиту семейства, что не могло не вызывать симпатии. Доставалось всем, особенно заглядевшимся на гусят кошкам. В них вожак видел главную опасность, хотя не упускал из вида и атаку с неба, постоянно кося вверх глазом. Коршуны не преминут воспользоваться моментом для разбоя.
Когда он кормился, охраняя семью, ума не приложу. Складывалось впечатление, что ему некогда даже схватить брошенную корочку хлеба. А ведь у большинства видов птиц и животных вожак пользуется в питании приоритетным правом. Даже у человекообразных обезьян. Вот вам и пример благородства.
Это качество проявляется и в гусиных боях, которые человек с древних времен сделал своей народной забавой. Есть даже знаменитости в этих ристалищах. Признанный бойцовый гусь – тульский. Из десятков выведенных человеком пород эта ближе всех стоит к диким гусям. Быть может, потому они и сохранили природный инстинкт к первенству в стае.
Гусиный бой только с виду прост. Если гусаки молоды, лет до двух, схватка динамичная, но глупая. Она, как правило, и заканчивается быстро. Опытные бойцы действуют тоньше. Почиркают крылом по снегу, словно проверяя выдержку соперника, грозно пошипят. А когда нагогочутся вволю, начнут переплетать шею другого гусака своей, стараясь прижать ее к насту.
Бои, как правило, проходят с февраля по март, в период гусиных свадеб. Без гусыни у бойцов нет стимула к драке и в таких случаях дело ограничивается лишь театральными жестами. Так что гусыни – самый заинтересованный зритель. Если не считать хозяина бойцового гуся. Здесь дело доходит до инфарк-тов. Гусятники рассказывают, что они физически чувствуют боль своего подопечного, и когда уже самому невмочь, то и гусак бежит с поля боя. За по-единком следит самый опытный гусятник, судья, тонко разбирающийся во всех перипетиях боя. Его зачастую приглашают из соседнего села, чтобы не было пристрастной оценки. Его слово – закон. Уже после боев неудачник может пожаловаться на необъективное судейство, а на ринге никто даже словом не обмолвится в свое оправдание. Тут главное не допустить гусаком применения запрещенных приемов: нельзя долбить голову противнику и хватать его клювом за ноги.
Ни один опытный гусятник не выдаст секретов подготовки к поединку, рациона кормления своего бойца. Поговаривают, что даже вводят для них мясную диету, кормят сырой печенью для азартности. Гусиные бои, как правило, бескровные и, что хочется отметить, проигравшую птицу не ждет суровая расправа хозяина. Они вместе погорюют немного, а потом вновь будут готовиться к следующим поединкам.
Гусятники зачастую перенимают любовь к птице от своих родителей. Нередки целые династии. Есть места, где веками хранят традиции предков. Одно из них – древнее село Богородское. Здесь, почитай, в каждом подворье гусиная стая. Сегодня, как и сотни лет назад, на заливных лугах близ села пасущиеся гуси кишмя кишат. Настоящее гусиное царство!
Музеев в нашей стране много: есть музеи огурца, паровозов, даже водки. А вот музей гуся существует только в Богородском! В нем собрана информация, как научная, так и художественная, об этой благородной птице. Заведующая «Домом гуся» Ольга Новикова на скуку не жалуется. Посетителей в музее хоть отбавляй. Приезжают сюда гости из Москвы, Ярославля, Курска и даже знаменитого на всю Россию «гусиного центра» – Нижнего Новгорода. Каждому из них она предлагает расписаться гусиным пером в гусиной же канцелярии.
Особенно много гостей в престольный праздник села – на Покров. В этот день здесь проходит настоящее концертное представление: с песнями, танцами, хороводами. Есть и ярмарка, где можно отведать вкуснейший кулеш, приправленный гусятинкой, купить знаменитую «богородскую» породу гусей. Встретил здесь известную на всю округу гусятницу Раису Павловну Бухарову. У нее каждая птица не менее 10 килограммов живого веса!
Во время праздника обратил внимание на то, что в селе много одиноких пожилых женщин. Все они бывшие доярки, полеводы несуществующего уже колхоза «Дружба». Усевшись рядком, вспоминали они молодые свои годочки, оценивали, чье гусиное хозяйство получше будет. Ведь разбираются в этом деле бабули не хуже гусиных экспертов. К сожалению, праздник этот был не для всех. Гусиные тушки на ярмарке тому подтверждение. Ведь разведение гусей – это один из способов заработать на жизнь. Такова проза этой самой жизни.
- Добавить комментарий
- 6896 просмотров
- Страница для печати
Спасибо автору за статью и
Спасибо автору за статью и приглашаем всех посетить наш Дом гуся и праздник Гуся еще раз!!!