Завтра в Чернянском районе открывается второй Международный фестиваль казачьей культуры «Холковский сполох»
Завидев на улицах Чернянки подтянутых мужчин в казачьей форме, с шашками и нагайками на боку, местные жители уже давно не удивляются. Казаки начали появляться здесь с начала нулевых годов, а Чернянская станица Центрального казачьего войска была зарегистрирована официально четыре года назад. Практически в каждом хуторе (читай – «поселении») есть свой наказной атаман.
География казачества пестрая – кто местный уроженец, а кто прибыл на Белгородчину из Сибири, Забайкалья, с Сахалина... Среди приезжих немало бывших военнослужащих-отставников, вернувшихся на родину предков.
Устав у казаков строгий: за неподчинение приказу, оскорбление старших, недостойное поведение полагается суд чести. По его приговору приставы враз уложат виновного на лавку для порки плеткой! Кстати, атаману Чернянской станицы Николаю Васильевичу Черевачу во время выборов по обычаю тоже пришлось подвергнуться этой болезненной процедуре: чтобы не забывался, чтил товарищей и устав. А уж потом казаки дружно крикнули выдержавшему испытание «Любо!». У атамана, по основной работе начальника районного управления по делам гражданской обороны и ЧС, – казачьи запорожские корни. С XVI века донских, оскольских казаков привлекали к несению государевой службы по защите Белгородской засечной черты от грабительских набегов татар и нагайских орд. Память об этом сохранилась в названиях многих сел Белгородчины – Казачье, Казацкое, Становое, Атаманское...
– Люди поняли, что для нас все очень серьезно – мы делом доказываем это. «Ряжеными» называть перестали, а поначалу бывало, – говорит атаман. – Казаки всегда служили опорой власти, и этой традиции мы не изменяем. Главу района Петра Викторовича Гапотченко также считаем за своего атамана, хотим сшить ему форму. Он наш потенциал использует на благо района. Вот, например, жители Раевки жаловались, что с одного берега реки не могут попасть на другой, чтобы прийти на службу в церковь. Глава поручил казакам сделать мост, и мы помогли землякам... Вопросы экологического контроля тоже наши. Казачий патруль следит, чтобы браконьеры не ставили сети, не глушили рыбу электроудочками. Все записаны в добровольные пожарные дружины – где загорелось, казаки помогают тушить огонь.
Конечно, забытую казачью культуру, искусство выездки и владения шашкой «новым казакам» приходится познавать с нуля. Глава выделил казакам под военно-полевой лагерь 17 гектаров земли возле реки Оскол, у подножия Холковских холмов, с видом на белокаменный, златоглавый монастырь. Сейчас казаки оборудуют здесь полосу препятствий и другие сооружения – лагерь предполагается использовать не только для их тренировок, но и для проведения полевых сборов старшеклассников. Кадетское казачье движение очень развито в школах района. Кстати, кроме Чернянской станицы, входящей в состав Центрального казачьего войска России, в районе есть и вторая общественная организация – «Союз казаков», со своим атаманом. А всего казаков в Белгородской области, по данным атамана Г. В. Колочко, помощника губернатора по вопросам казачества, уже более двух с половиной тысяч.
В Холковской долине с прошлого года по инициативе митрополита Иоанна и главы района П. В. Гапотченко проводится Международный фестиваль «Холковский сполох». Пятьдесят тысяч гостей (!) по билетам насчитали в прошлый раз, рассказывал начальник районного управления культуры А. Н. Гопалов. Приехали казачьи делегации со всех концов России, Украины, конный театр из Луганска.
Это место для русского человека святое: по мнению историков, именно здесь перед походом на половцев, описанным в «Слове о полку Игореве», произошла встреча князей Игоря и Всеволода. И здесь же в подземных кельях, вырытых в толще меловой горы, начиная с XVII века несли духовные подвиги наши предки-монахи.
Фестиваль приурочен к празднику Святой Троицы, престольному для расположенного на историческом месте мужского монастыря. Крестным ходом идут от монастыря казачьи отряды в долину, где разворачивается яркий праздник с казачьими песнями, плясками, показательными выступлениями конников и полевым кулешом для гостей.
Возрождение казачьих традиций, поддерживаемое сегодня на федеральном уровне, имеет большое значение для России, считает Петр Викторович Гапотченко. Потому что в основе их лежат любовь к Отечеству, православная вера, строгая дисциплина. Местному населению, не чуждому известных пороков настолько, что власть в сельских поселениях района давно «взяли» женщины (две трети глав сельских поселений – представительницы «слабого» пола), казаки ненавязчиво напоминают, каким должен быть мужчина. Это сильный и ответственный человек, для которого интересы Отечества и народа всегда выше «шкурных». А выпить чарку, крикнуть «Любо!» и казаку не возбраняется, только чтобы без перебору.
К казакам тянется и молодое поколение. Кадетский казачий класс школы № 2 поселка Чернянка участвовал в российском смотре-конкурсе в Москве – и победил. Сейчас собираются делать казачий класс и в четвертой школе. Первые уроки езды дает юным казачатам кошевой атаман Чернянской станицы подъесаул И. В. Колодин, казачьи кони стоят на его личном подворье в селе Холки. Инженера-строителя по специальности, всю жизнь проработавшего на шахтах Донбасса, после выхода на раннюю пенсию Игоря Колодина потянуло на историческую родину, в Чернянку. Несколько лет работал трудником, восстанавливая Холковский Свято-Троицкий монастырь. И однажды, поднявшись к часовне святого равноапостольного князя Владимира, откуда открывается панорама зеленой долины Оскола, понял – хочет жить и быть похороненным здесь, на этих святых холмах... Оставив в Москве квартиру, купил в Холках дом. Освоил искусство колокольного звона, служит в монастыре звонарем, созывая православный народ на молитву. По отцу-дончаку Игорь Владимирович тоже казачьей крови, поэтому вступил в казаки, стал помощником чернянского атамана по хозяйственной части...
– В России нет сегодня места русскому человеку, где бы чтились православная вера и традиции его предков, – говорит кошевой. – Белгородчина в этом плане редкое исключение. Я пришел в казачество, потому что нельзя допустить, чтобы на нашей земле творился тот же шабаш, что сейчас происходит в Европе. Надо беречь православную веру, любить свое
Отечество и гордиться им, служить своему народу!
О чернянском главе земляки говорят: «Он мало говорит, зато много делает». За шесть лет его правления в районе начали возрождаться совсем было утраченные в перестройку предприятия: сахзавод, маслобойня, молокозавод, мелькомбинат... Запустили завод в Окунях, бетонно-растворный узел в Морквино, создано много фермерских хозяйств. Все это – рабочие места для чернянцев, залог социальной стабильности. Молодые семьи, даже имея возможность, не особо стремятся уезжать в Белгород. Строят в Чернянке и селах собственные дома, отдают детей учиться в музыкальные и художественные школы. В них занимается каждый четвертый (!) чернянский ребенок, и это самый высокий показатель по всей России!
Губернатор Е. С. Савченко всегда ставит Гапотченко в пример коллегам: «Учитесь, как строить на федеральные средства!». На «привлеченные» благодаря обширным связям главы федеральные деньги в последние три года построены красавец Дворец культуры, районная школа искусств, бассейн «Дельфин». Впрочем, и из районного бюджета на культуру выделяется восемь процентов, это выше, чем в среднем по области (5%). Лето только началось, а центральная площадь Чернянки уже расписана по дням для проведения различных культурно-развлекательных мероприятий.
Численность населения района с советских времен остается практически неизменной. В прошлом году рождаемость выросла примерно на шесть процентов, смертность снизилась почти на одиннадцать. За положительные социально-демографические показатели в мае губернатор вручил главе района П. В. Гапотченко премию «За будущее Белгородчины». А будущее у Белгородчины и у России есть, уверены чернянцы.
– Надо нам только противостоять тому натиску бездуховности, что идет с телеэкранов и некоторых СМИ, поднимать перед людьми высокие идеалы, возделывать в душах молодежи любовь к Отечеству, малой родине. И все будет хорошо! – говорит атаман Черевач. – Глава нас в этом поддержал, и казаки его тоже не подведут!
- Добавить комментарий
- 10170 просмотров
- Страница для печати
я не знаю о каких традициях
я не знаю о каких традициях казачества на Белгородчине можно говорить. по крайней мере численность самого казачества в истории нашего края, по-видимому, явно преувеличена. в переписи населения 1897 г. во всей Курской губернии числилось 136 войсковых казаков обоего пола, в Воронежской (опять таки во всей) - 450. так что потомков настоящих казаков в наше время (с учетом политики расказачивания) видимо намного меньше, чем об этом заявляют. понять конечно можно - одеть красивую форму, навесить награды, шашаку... все лучше, чем сказать "мой предок простой крестьянин или горожанин". в этом тоже нет ничего постыдного. хотя может все это заблуждения.