Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

«Атака века»: взгляд из Чернянки

«Атака века»: взгляд из Чернянки

Ежегодно в январские дни белгородцы – ветераны флота посещают Чернянку, где родился, жил и похоронен почетный гражданин Чернянского района, ветеран-подводник, командир отделения рулевых сигнальщиков подводной лодки «С-13», капитан запаса Александр Никитович Волков.
Ровно 70 лет назад – 30 января 1945 года – эта подводная лодка под командованием капитана 3-го ранга Александра Ивановича Маринеско потопила фашистский лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением 25 тысяч тонн с более чем 9 тысячами эвакуирующихся немецких подводников, штабников и других военных на борту.

Это был самый большой корабль по водоизмещению из числа всех потопленных в годы Великой Отечественной войны советскими подводниками и с самым большим количеством уничтоженных врагов.
Атака подводной лодки была выполнена с самым искусным и гениальным мастерством, получив название «Атака века». Боевое маневрирование «С-13» в ходе нее у многих военных моряков помещено в рамке на стене как самая дорогая картина.
На мостике «С-13» во время этой исторической операции рядом с командиром находился моряк-подводник из Чернянки Александр Никитович Волков.
Начало жизненного пути Александра Волкова ничем не отличалось от большинства его сверстников. Уроженец чернянского села Грязная Потудань (ныне селение Новоречье). Детство и школьные годы прошли в родном селе. После окончания семи классов поехал на Украину к дяде в Мелитополь, где поступил учиться на рабочий факультет при институте по специальности «библиотечное дело». В двадцать лет в 1938 году окончил обучение и по распределению был послан в Днепропет­ровск, где его назначили на довольно высокую для молодого специалиста должность – заместителем директора областной библиотеки.
Вскоре пришла весть о тяжелом заболевании отца, и Александру пришлось возвратиться в родную Чернянку, где он стал заведующим районной библиотекой.
Но для всех мужчин приходит время военной службы в рядах защитников Отечества. С октября 1938 года это время настало и для Александра Волкова, которого Старооскольский районный военный комиссариат призвал в Военно-морской флот.
С отличием Александр окончил учебный отряд подводного плавания имени С. М. Кирова на Васильевском острове в Ленинграде по специальности «рулевой сигнальщик». За отличные показатели в учебе ему присвоили воинское звание – старший матрос и направили на дизельную подводную лодку «С-7» в 1-ю бригаду подводных лодок Балтийского флота.
С началом Великой Отечественной войны подводники усиленно готовились к боевым походам. Особую сложность составляло форсирование минных заграждений в Финском заливе. Фактически подводники Балтики были заблокированы в местах постоянного базирования.
Свой боевой счет подводная лодка «С-7» начала в летнюю кампанию 1942 года под командованием капитан-лейтенанта Сергея Прокофьевича Лисина. В течение двух боевых походов «С-7» потопила четыре транспорта противника и один повредила.
В августе 1942 года «С-7» встречали на пирсе с тремя жареными поросятами на подносе (такая традиция была установлена в годы войны – по поросенку за каждый потопленный корабль противника). Командиру было присвоено звание Героя Советского Союза, многих членов экипажа наградили орденами и медалями. Старшина 2-й статьи Александр Волков был награжден орденом Красного Знамени.
После двух боевых походов Волкову был предоставлен отпуск, но отдыхать не пришлось. Его срочно назначили в очередной боевой поход вместо отсутствующего командира отделения рулевых сигнальщиков на подвод­ной лодке «С-13» в период со 2 сентября по 19 октября 1942 года.
В боевом походе 17 сентября обнаружили транспорт противника, который был атакован – сначала торпедами, затем при всплытии в надводное положение его расстреляли артиллерией и потопили.
Однако 15 октября на подвод­ную лодку напал вражеский морской охотник, который глубинными бомбами нанес ощутимые повреждения. Были, в частности, выведены из строя горизонтальные и вертикальный рули управления, повреждены приборы регулирования глубины погружения. В этих непростых условиях рулевые боцманской команды «С-13» проявили много находчивости и смекалки, чтобы довести аварийную лодку до базы.
За успешное выполнение боевой задачи в море и проявленное мужество при спасении подвод­ной лодки экипаж был удостоен боевых наград. Орденами Ленина были награждены командир «С 13» капитан-лейтенант Петр ­Петрович Маланченко и восемь членов экипажа, в том числе старшина 2-й статьи Александр Волков.
В апреле 1943 года на «С-13» был назначен новый командир – капитан 3-го ранга Александр Иванович Маринеско, опытный моряк-подводник, ранее командовавший подводной лодкой «М-96», встретивший первый день войны в море на боевой позиции и отличившийся в уничтожении в августе 1942 года вражеского транспорта «Хелена».
В боевом походе «С-13» с 1 октября по 11 ноября 1944 года обнаружила и потопила вражеский транспорт водоизмещением более 5 тысяч тонн.
За этот поход многие члены экипажа были награждены орденами и медалями, а старшина 2-й статьи Александр Волков получил орден Красной Звезды.
Вершиной героических дел стал январский боевой поход 1945 года. Находясь на боевой позиции в южной части Балтийского моря, «С-13» несколько раз имела контакт с кораблями противника, но они не заслуживали внимания из-за своей малогабаритности. Ночью 29 января 1945 года был обнаружен крупный вражеский корабль, шедший на запад с затемненными ходовыми огнями, который, в свою очередь, обнаружил «С-13» и обстрелял ее. Вражеский корабль быстро скрылся, а «С-13» срочно погрузилась. После зарядки аккумуляторной батареи в ночное время и лежания на грунте в дневное время 30 января 1945 года «С 13» всплыла в темное время суток в надводное положение и находилась в 12 милях от входного мыса Данцигской бухты.
На ходовом мостике стояли вахтенный офицер штурман Н. Я. Редкобородов и рулевой сигнальщик А. Я. Виноградов. В 20 часов 12 минут был обнаружен корабль с белым проблесковым огнем. На мостик поднялся А. И. Маринеско, а для дополнительного наблюдения на мостик был вызван командир отделения рулевых сигнальщиков старшина 2-й ­статьи А. Н. Волков.
Гидроакустик И. М. Шнапцев также доложил, что с левого борта по пеленгу 160 градусов четко прослушиваются шумы крупного двухвинтового транспорта. Позиция для торпедной атаки была не очень выгодной по острому курсовому углу и дальности до цели.
А. И. Маринеско принял решение лечь на параллельный курс с транспортом и следовать между вражеским берегом по мелко­водью (глубина не более 50 мет­ров), дал дизелям самый полный вперед.
Через полтора часа погони и преследования транспорта «С 13» вышла на курсовой около 90 градусов.
А. И. Маринеско скомандовал: «Право на борт!».
Старший помощник командира старший лейтенант А. П. Ефременков стоял на мостике у ночного ручного прицела (такие прицелы были на торпедных катерах, малых охотниках и других малых кораблях, позволяющих навести корпус корабля носом точно на цель с учетом расчетного угла прицеливания, то есть упреждения) и следил за приходом носа транспорта «на мушку».
Командир стоял у рубочного люка и дал команду вниз в центральный пост «Дизеля, малый вперед! Торпедные аппарата товсь!». С приходом форштевня лайнера на визирную крестовину ночного прицела старпом доложил командиру, и А. И. Маринеско в тот же миг дал команду «Пли!».
Три торпеды (четвертая по какой-то причине из торпедного аппарата не вышла) устремились к цели, и через минуту прогремели поочередно три взрыва. Лайнер накренился на левый борт и стал медленно тонуть.
«С-13» срочно погрузилась и ушла в море, отрываясь от преследования. Было сброшено более десятка глубинных бомб, которые взорвались в стороне от лодки и повреждений не нанесли.
Потопленным лайнером оказался девятипалубный корабль современной постройки «Вильгельм Густлов» водоизмещением более 25000 тонн, вывозивший из Данцига около 9000 эвакуируемых, в числе которых было более 2 тысяч фашистских подводников из учебной бригады.
Историки военного искусства, подводники всех стран и современники назвали, повторим важный факт, эту атаку «Атакой века». Из всех потопленных за годы войны советскими подводниками вражеских кораблей это был самый крупный по водоизмещению надводный корабль. На борту потопленного лайнера находились подготовленные немецкие подводники, которых в Киле ожидали несколько десятков новых подводных лодок. Немцы надеялись на продолжение подводной войны, и каждый их подводник был на особом счету. В результате гибели лайнера и подводников война на море для фашистской Германии была уже в феврале 1945 года закончена.
Уникальность и гениальность этой атаки века заключалась в том, что она была выполнена при стечении всех наинеблагоприятнейших условий, где малейшая оплошность или неточность не позволила бы совершить атаку. А еще более важным являются мудрость и уверенность командира в решении задачи и высочайшая подготовка, отработка и действия всего экипажа подводной лодки.
Надо отметить, фашистский лайнер практически вышел из поля боевого соприкосновения и уходил с максимальной ско­ростью в 15 узлов (около 30 километров в час). Командир принял решение не упускать такую добычу и догнать ее, выжимая из дизелей форсаж и русскую надежность. Мотористы смогли при максимально допустимой нагрузке и скорости в 18 узлов, «подорвав» на дизелях клапана, выжав на кратковременный период (немногим более часа) свыше 19 узлов.
Погодные условия (январское морозное ночное море с постоянными снежными зарядами и волнами до 4 баллов) не благоприятствовали наблюдению и определению элементов движения цели, потому на ходовом мостике находился в течение всей атаки командир отделения рулевых сигнальщиков Александр Волков.
Подводная лодка двигалась по мелководью вдоль прибалтийского берега после выхода лайнера из Данцигской бухты, что не давало возможности хода «С 13» вправо или влево, а только вперед с опасностью зацепить грунт и каждую секунду быть обнаруженной противником (вероятно, фашисты приняли лодку за рыболовецкое судно, идущее параллельным курсом вдоль берега, а предположить, что это подводная лодка, никто не догадался – лодки ожидают обычно со стороны моря).
Немаловажное значение имели сопровождающие боевые корабли охранения в составе эсминца, трех тральщиков и нескольких малых охотников. Даже после залпа безопасно отойти с места боестолкновения для подводной лодки было не так просто. «С-13» срочно погрузилась и прошла рядом с тонущим лайнером, как говорится, не задерживаясь в наблюдениях, прямым курсом на север в открытое Балтийское море, сумев оторваться от кораб­лей преследования и оказаться в безопасности.
В этом же боевом походе 10 февраля «С-13» потопила фашистский транспорт «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14600 тонн, на котором находились более 3 тысяч эвакуируемых фашистов.
В итоге за один боевой поход «С-13» по меркам военного времени и общевойскового расчета уничтожила практически одну вражескую дивизию.
За этот поход старшина 2-й статьи Александр Волков был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Демобилизован Волков был 10 декабря 1946 года. На трудовом фронте исполнял обязанности парторга машинно-тракторной станции, начальника снабжения и сбыта, председателя колхоза «Победа» и спецхоза «Большевик». С выходом на пенсию был основателем районного краеведческого музея.
С военного учета не снимался, периодически проходил военные сборы, получил офицерское звание и в 2000 году был переведен в запас в звании капитана.
К боевым орденам за образцовый труд на мирном фронте добавились ордена Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», медали «За трудовую доблесть» и «Ветеран труда» и заслуженное звание «Почетный гражданин Чернянского района». На его доме установлена мемориальная доска.
Современниками написано много статей и заметок об Александре Никитовиче Волкове, его командире Александре Ивановиче Маринеско, атаке 30 января 1945 года, о других членах экипажа уцелевшей единственной из IX серии «эсок» («С») с магической цифрой 13.
Во многих материалах есть приукрашивание, домыслы и даже явные фантазии. Но все это не умаляет и не приуменьшает величия подвига экипажа подводной лодки «С-13».
Следует заметить, что во время встреч с молодежью, тружениками и ветеранами Александр Никитович всегда говорил мало, скромно и правдиво. Его боевые и трудовые награды рассказывают больше, чем он сам о себе. Но о командире и священном долге защиты Отечества всегда говорил пафосно и убедительно.
Сегодня уже никого не осталось в живых из экипажа красно­знаменной подводной лодки «С 13». Но остались воспоминания, боевые документы, фотографии. «Атаку века» рассматривают отдельным боевым эпизодом в военно-морских институтах и академии им. Н. Г. Кузнецова, в морских офицерских и командирских классах и в учебных центрах по подготовке экипажей подводных лодок. Эта победная страница подводников «С-13» значительно приблизила окончание Великой Отечественной войны и останется непревзойденной в памяти людской.

На снимке: 
чернянцы гордятся земляком, командиром рулевых сигнальщиков легендарной подводной лодки, совершившей «Атаку века», – у дома, где он жил, установлена мемориальная доска; графический портрет А. Н. ВОЛКОВА – работа белгородского художника И. Д. Бобенчика; командир подводной лодки М-102 капитан-лейтенант Петр Васильевич ГЛАДИЛИН (слева) и капитан-лейтенант Александр Иванович МАРИНЕСКО (фото сделано, когда он командовал подлодкой М-96).
Автор: 
Н. ЯКУБОВСКИЙ, председатель Белгородской региональной общественной организации «Морское собрание». Фото из архива автора.
№: 
011
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (3 голосов)
 #

Спасибо за очень хорошую

Спасибо за очень хорошую статью автору, прочитала с удовольствием!Татьяна Маринеско.

 
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла