Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Лицейские нанотехнологи

Такой школы, признаюсь, я еще не видела! Слово «нанотехнология» не сходит с уст учащихся старооскольского лицея № 3. Молодая отрасль науки, непонятная и загадочная для большинства россиян, стала здесь «воздухом» учебного процесса, его вдохновением и долгосрочной перспективой.
В фойе, где создана специальная экспозиция, мне показали наномыло с ионами серебра, изготовленное первоклассницей Таней Рощупкиной. А светящийся в темноте и тягучий как резина нанопластилин, разработанный Мартиной Клюевой из 4 «в», кому-то так понравился, что его... украли с выставки на каком-то меж­школьном мероприятии...

В классе у Натальи Ивановны Винокуровой увидела, как малышня сгрудилась вокруг сосуда с водой и плавающим бумажным корабликом: ребята постарше, пятиклассники, показывали им опыт, доказывающий присутствие электричества даже... в бумаге. Стоило потереть резиновый воздушный шарик – и, наэлектризовавшись, он заставил кораблик плыть. «Ой, и я хочу! Можно – я?» – в восторге прыгали второклашки, старательно тянущие ладошки. «Видите, как детям интересно? В класс к нашей Наталье Ивановне родители детей записывают за два года, – прокомментировала сценку директор лицея Валентина Ивановна Котарева. – Она у нас «Учитель года», как никто умеет увлечь детей научно-исследовательской деятельностью. Это самый первый этап созданной в лицее модели непрерывного естественно-научного образования...».

Лицейские  нанотехнологи
Учительница начальных классов Наталья Викторовна Алистратова – победительница муниципального конкурса «Учитель года-2012» в номинации «Оригинальность педагогической идеи». Познакомившись с автором учебника «Загадки природы» А. Юшковым и пройдя у него обучение, первая в городе начала заниматься с детьми проектной деятельностью по этой методике в рамках нового образовательного стандарта. Удивительно, говорит она, как разработка помогает реализовать творческие идеи детей с учетом их индивидуальных склонностей, увлечений!
Учащиеся четвертых классов занимаются по программе «Я – исследователь». Кстати, педагоги лицея № 3 настаивают на своем авторстве в разработке этой идеи: именно отсюда одноименный конкурс пошел по стране и стал популярным общероссийским. Дети показали мне собранного ими из различных блоков робота-скорпиона. В ответ на замах рукой скорпион ударил меня хвостом (не больно) – ужалил. Робот реагирует не только на движение, но и на свет, тепло, звуки, рассказали мне школьники.

Лицейские  нанотехнологи
Начиная с пятого класса, приходит время второй ступени обучения. Здесь дети уже сами разрабатывают сценарии таких «интегрированных погружений», как мы увидели на уроке Винокуровой, участвуют в предметных олимпиадах. А учеба в старших классах – это уже с­ерьезные занятия наукой, выбор будущей профессии.
– Вся школа занимается у нас нанотехнологиями, – рассказывала директор лицея Валентина Ивановна Котарева. – Триста школ из девятнадцати регионов боролись за право вступления в Школьную лигу «Роснано», и в двадцатку отобранных вошли мы... Благодаря членству в лиге мы имеем возможность участвовать во всероссийских олимпиадах по нанотехнологиям, ди­станционно обучаться, слушать лекции московских, петербургских ученых, приезжающих к нам несколько раз в год. Наших детей приглашают учиться в школе-интернате Колмогорова при МГУ – вот только недавно Иру Маслову забрали...
В 2009 году старооскольцы по федеральной программе модернизации образования получили лабораторию нанотехнологий, ставшую центром научной жизни лицея. Благодаря старшеклас­сникам, занимающимся под руководством почетного работника образования РФ физика Раисы Григорьевны Пашковой, некоторый «туман», возникающий в моей голове при слове «нано», легко рассеялся. Мудреный термин обозначает науку, исследующую материю в наномасштабе (нано — одна миллиардная) и придающую ей качественно новые заданные свойства. Причем изыскания школьников в этой области носят отнюдь не теоретический характер! Например, недавно по заданию шефов – ОЭМК, много помогающих школе в материально-техническом оснащении и ремонте, начали исследовать «влияние фуллеренов на эксплуатационные свойства полимеров и изделий из них». Проще говоря, руководство комбината беспокоят большие затраты, связанные с истиранием автопокрышек, и школьные нанотехнологи ищут способ их снизить.
Сейчас питомцы Пашковой с помощью зондового сканирующего микроскопа изучают свойства стекла, которое выпускают семь различных старооскольских фирм. А лицейскими исследованиями моторных масел заинтересовались воронежские производители...

Лицейские  нанотехнологи
Молодые нанотехнологи – все победители олимпиад по математике, химии, физике. Многие ориентированы на поступление в элитные технические вузы. Дорога туда уже проложена: только в 2013 году четверо выпускников лицея № 3 поступили в «Бауманку», по одному – в МГУ имени Ломоносова и Санкт-Петербургский университет, трое – в МИФИ и так далее. Раннее знакомство с нанотехнологиями, говорят в лицее, способствует тому, что среди специальностей, которые получают выпускники, появились доселе неслыханные нано-био-информационно-когнитивные технологии, аэрофизика и космические исследования, нанохимия медицинских препаратов.
Увидев среди лицейских нанотехнологов симпатичную девушку Аню Петухову, не удержалась спросить, зачем ей столь «высоколобое» увлечение.
– Занятия в лаборатории, я считаю, развивают всесторонне, – ответила она. – И мне очень нравятся интересные идеи доцента МИСиС Алексея Ва­лерьевича Чичварина, с которым мы сотрудничаем (лаборатория поддерживает связь не только со старооскольскими, но и белгородскими учеными).

Аня не так давно перешла в лицей из соседней школы, но в ее портфолио уже есть сертификат победителя Всероссийской конкурсной программы Школьной лиги «Роснано» «Тест ПИН-код». Победу они одержали на пару с товарищем по нанолаборатории Павлом Ильиным. Конкурс проходил в Пензе, а занятия с одаренными детьми проводили российские, американские, французские и финские ученые. «Им так там понравилось, что уезжать не хотелось прямо до слез, – вспоминает Раиса Григорьевна. – А Паша даже полученный диплом забыл!».
Результаты ЕГЭ и государственной итоговой аттестации, получаемые учащимися старооскольского лицея № 3, стабильно выше областных и муниципальных показателей. Одиннадцать выпускников этого года, к примеру, имеют высшие 100-балльные отметки по различным предметам. Выпускник 2013 года Роман Доронин стал призером Всероссийской олимпиады по нанотехнологиям и уже студент факультета молекулярной физики и химии МГФТУ. Так что недавняя новость о том, что лицей № 3 по результатам рейтингов вошел в число 500 лучших школ России, никого не удивила.
Директор лицея Валентина Ивановна Котарева в 1984 году начинала в лицее свою педагогическую карьеру учителем начальных классов. Тогда как раз проводили эксперимент по обучению шестилеток. Потом, поддавшись уговорам, перешла в другую школу, а вернулась в 2005 году уже директором.
– Школа и тогда была успешной, известной в городе, – вспоминает директор свое первое педагогическое собрание. – Смотрю, сидят в зале мои коллеги, с которыми начинала, моя наставница растроганная, с мокрыми глазами. И тогда я сказала им: «Я все сделаю, чтобы вы шли на работу с радостью! И вы знаете, у нас такой замечательный коллектив сложился, такая в школе аура «домашности»... Мы очень любим свою школу, учеников, наверное, потому все и получается!».
Впрочем, директор могла бы этого и не говорить: сторонний наблюдатель сразу обращает внимание на какую-то особо комфортную здешнюю среду. Приветливых, непринужденных со взрослыми детей, открытость педагогов, «дерево славы» в одном из фойе, где фиксируются подвеской-открыткой все победы воспитанников лицея. Нигде больше я не встречала таких
табличек при входе в классы: «Увидеть и разгадать загадки природы поможет вам учитель начальных классов такой-то», «Здесь перед вами распахнется мир открытий с «Учителем года»... В этом я вижу уважение к труду и личности учителя, признание его заслуг, приятную в муниципальном учреждении неказенность.
В лицее работают талантливые педагоги – обладатели грантов нацпроекта «Образование» Т. И. Алистратова, Т. С. Клапчук, А. С. Хорхордина и другие, губернаторской премии «Призвание» (Т. Л. Крылова), победители и лауреаты областного конкурса «Педагогическая волна» (М. А. Ровенских), областного и муниципального «Учителя года»... И так далее. В региональный банк педагогического опыта за последние пять лет внесен опыт семи педагогов, обобщены итоги работы лицея с одаренными детьми.
Шесть лет назад лицей
№ 3 вступил в «Гимназический союз России», и теперь в режиме видеоконференции регулярно обменивается опытом с другими школами страны, обсуждает проблемные вопросы и даже проходит курсы повышения квалификации!
– В 2009 году нас как самого активного участника
(78 включений в год) отметили дипломом, – рассказывает организатор и ведущая видеостудии «Гимназического союза» Татьяна Леонидовна Крылова. – До семидесяти человек – дети, педагоги – собирается у нас в студии на «круглые столы», «информ-бои», «турниры юных физиков». Очень интересно, но во всех мероприятиях участвовать просто невозможно! А четыре–пять раз в год мы готовим с детьми активные включения, рассказываем о нашем лицее.
…Ну как не рассказать всей России о такой замечательной школе – поистине школе будущего?

На снимке: 
физик Р. Г. ПАШКОВА со своими нанотехнологами.
Автор: 
Н. КУТКОВАЯ. Фото автора
№: 
155
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (2 голосов)
 #

Лицей № 3 - ЛУЧШИЙ!!!

Лицей № 3 - ЛУЧШИЙ!!!

 
 #

Цвети и процветай любимый

Цвети и процветай любимый ЛИЦЕЙ!!!

 
 #

Самая лучшая школа!!! Лучшие

Самая лучшая школа!!! Лучшие учителя и директор!!! Спасибо им за путевку в жизнь!

 
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

гама . R7

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла